Тематические недельки
«Тематические недельки» - это комплекс развивающих занятий для детей от года до шести лет. Суть в том, что мама выбирает одну тему с учетом возраста (цифры, профессии, деревья, космос). На каждый день подбираются игры и упражнения, заранее заготавливаются демонстрационные материалы и пособия. Целесообразнее всего использовать уже готовые «Тематические недельки», созданные педагогами, психологами. Они подбираются с учетом физического, психомоторного развития ребенка. Тем не менее, игры и занятия могу подбираться мамой самостоятельно.
С чего все начиналось
«Тематические недельки» - детище Елены Даниловой, многодетной мамы, автора множества статей, книг и детских пособий, ведущей проекта «Раннее развитие детей». Первоначально «Тематические недельки» создавались для сына Елены – Саши и назывались «Санькины недельки». О том, как проходят занятия, Елена делилась с форумчанами и «недельки» имели большой успех. Многие мамы, не зная, чем занять своих малышей и как преподнести им нужную информацию, заинтересовались таким подходом и стали применять его к своим детям. Через год подписка на «Санькины недельки» стала платной. И, конечно, этого стоило ожидать, ведь эти развивающие занятия - целая обучающая методика, применить которую в домашних условия сможет любая мама.
«Санькины недельки» не оставили равнодушными не только детей, но и некоторых взрослых, которые начали выпускать методические пособия, в общем и целом суть которых основывалась на методике Елены Даниловой. Сейчас можно встретить и «Тематические недельки», и «Тематические недели», и «Тематические недели вместе с мамой», однако «Санькины недельки» - это истоки всего того, что сейчас предлагают другие авторы.
Большой плюс «Тематических неделек» в том, что заниматься по этой методике можно совершенно бесплатно, если мама обладает фантазией и небольшим количеством времени для подготовки к занятиям. К тому же, на многих форумах, посвященных материнству и детству, мамы выкладывают свои «Тематически е недельки», где можно позаимствовать некоторые идеи для творческих решений.
Изучаем цвета
А теперь от слов – к делу. Приведем пример «Тематической недельки» для малыша полутора-двух лет. Тема – изучение цветов. Стоит отметить, что брать во внимание сразу несколько цветов не рекомендуется, даже за неделю. Кроме того, усвоить сложные цвета и оттенки (розовый, фиолетовый, оранжевый) в этом возрасте для малыша будет достаточно сложно. Поэтому возьмем два цвета базовой палитры, в нашем случае это будет красный и желтый. Первые три дня придутся на изучение красного цвета, следующие три дня - желтого, в воскресение обобщаем пройденный материал и сравниваем оба цвета.
Понедельник. Красный.
- Для начала стоит отметить, что если вы начали изучать какой либо цвет, как можно чаще обращайте внимание ребенка на окружающие предметы, которые имеют окраску э того цвета. «Вот видишь, это проехала красная машина…», «Какое мы сейчас дадим Мише яблочко, красное, румяное…».
- Еще один простой способ преподнести материал: найти в квартире предмет нужного, в наше случае красного цвета, например, носок и отправиться в поисках других красных предметов. Это может быть кубик, носик у клоуна, машинка и пр.
- Наверняка у вас есть (но можно и купить) книга по изучению цветов. Обратите на нее внимание, читайте стихи про красный цвет, истории, рассказы.
- Скачайте фотографии предметов красного цвета: машина, платье, диван и прочие понятные ребенку вещи. Устроите демонстрацию этих предметов, называя при этом: это красный диван, это красная машина.
- Купите красный воздушный шарик. Ребенок будет играть с ним, а вы тем временем обращайте его внимание на то, что он красный. Например: «Принеси мне вон тот красный воздушный шарик».
Вторник. Красный.
- Пункт 1 занятия в понедельник.
- Займемся аппликацией. Нарисуем толстым фломастером на листе бумаге яблоко. Возьмем красную цветную бумагу. Разорвем ее на мелкие небольшие кусочки. Пусть ребенок вам в этом поможет. Теперь начинаем приклеивать эти кусочки к нашему рисунку, «закрашивая» яблоко. В конце можно сказать что-то вроде: «Вот какое красивое красное яблоко у нас получилось!». Ко всему прочему, такая аппликация – отличное занятие, развивающее мелкую моторику.
- Лепим из пластилина предметы красного цвета, например, цветок. Обращаем внимание на то, что лепестки у цветка красные. Пусть малыш лепит красные шарики, красные колбаски.
Среда. Красный.
- Пункт 1 занятия в понедельник.
- Делаем заготовку из цветной бумаги: вырезаем цветочек и бабочку. Пусть красная бабочка сядет на красный цветочек.
- Если вы разрешаете своему ребенку смотреть мультфильмы, покажите ему что-нибудь из развивающей серии про красный цвет (такие можно скачать в интернете).
Четверг. Желтый.
- Пришло время желтого цвета. Изучаем его подобным образом: обращаем внимание на желтые предметы в доме, на улице.
- Ищем желтые предметы дома.
- Показываем заранее скачанные картинки предметов желтого цвета.
- Читаем стихи, рассказы, истории, где есть упоминание желтого цвета.
- К середине недели ваш красный шарик, наверняка начнет сдуваться, самое время надуть желтый!
Пятница. Желтый.
- Пункт 1 занятий в понедельник
- Купите раскраску или нарисуйте заранее на листе бумаги толстым фломастером банан, солнышко. Пусть ребенок раскрасит их желтым цветом.
- Лепим из пластилина желтое солнышко, цветок с желтой серединкой.
Суббота. Желтый.
- Если за окном осень, обратите внимание на листья деревьев, они стали желтыми. Придя домой, достаньте заранее сделанную заготовку: нарисованное на листе бумаги дерево с ветками. Предложите малышу приклеить дереву желтые листья. Такое занятие можно предложить ребенку, изучая зеленый цвет. Или же вылепите из пластилина желтого ежика, сделав ему иголки из спичек.
- Покажите ребенку мультфильм про желтый цвет.
- Делаем заготовку: вырезаем желтые тарелки и фрукты-овощи – банан, лук, репка. Кладем желтый банан на желтую тарелку и.т.д.
Воскресение. Красный и желтый.
- Время подвести итоги и сравнить пройденные цвета. Возьмите детали конструктора красного и желтого цветов. Попросите ребенка рассортировать их.
- Нарисуйте красную майку, оставьте при этом место для одной-двух полосок, пусть ребенок раскрасит эти полоски желтым цветом.
- Если позволяет время года, порисуйте желтым и красным мелками на улице. Если нет, вылепите из пластилина картинку на листе бумаги: желтое солнышко, под которым растет красный цветок.
Как это бывает на самом деле
Заниматься по методике «Тематических неделек» очень удобно. Если у вас нет времени, можно учиться, играя, и как бы между делом. Наблюдать за предметами, обращать внимание на то, что вы сейчас изучаете (цвет, фрукты, животные). Главное определить тему. Таким образом, ваши развивающие занятия буду не стихийными, а последовательными. В заключение, добавим немного практики. Вот как прошел первый день изучения красного цвета у моего сына Гриши (на тот момент ему был год и три месяца). Это своеобразный отчет пройденного дня. Кстати, перечитывая эти записи несколько лет спустя, вы окунетесь в приятные воспоминания. Вы уже успели позабыть какие-то детали в развитие малыша. Перечитывать их можно всей семьей.
Понедельник. Красный.
- Фото с красными предметами.
Накануне я накачала фотографий с изображением предметов красного цвета (машины ?ягоды, диван, платье). После завтрака и умываний я сообщила Грише, что сегодня мы будем изучать красный цвет, и предложила ему посмотреть картинки. Ребенок был дико рад т.к. к ноутбуку мы его обычно не подпускаем. Он называл предметы, а я повторяла названия со словом «красный (ая)». Яркие, красивые картинки ему понравились. - Ищем предметы красного цвета по квартире.
Затем мы прошлись по квартире в поисках предметов красного цвета (кубики, игрушки, одежда и пр.) . В принципе ненадолго, но занятие его увлекло. - На прогулке обращаем внимание на предметы красного цвета.
Мы обожаем машины. Обычно Гриша тычет пальцем в каждую со «словами» - «Ооооо!» или «Дядя» (то есть дядина машина). Я просто прибавляла, что машинка красная. Плюс весь день обращали внимания на красные предметы (яблоко, которое он ел, например). - Надуть красный воздушный шарик.
Мне просто хотелось надуть шарик, чтобы ребенок с ним поиграл, а заодно и закрепил понятие «красный». Но мы так ничего и не надули, я пол дня занималась ремонтом в бабушкиной квартире и шарики купить не успела. Планировала вместо этого устроить купание с красной пальчиковой краской, но и покупаться нам не удалось – я пекла лазанью и что-то было не до купаний - Аппликация «Яблоко»
Нарисовала черным маркером яблоко. Взяли клей, красную бумаги, порвали ее на кусочки (Гриша рвать не стал, у него не получалось отрывать маленькие кусочки, как книжки рвать – так получается) и стали приклеивать их на яблоко, тем самым «закрашивая» его в красный цвет. Наш папа оторвался от компьютерного стула (!!!) и сел рядом. «Это ты нарисовала?», «Да» «Красиво…»
Папе нравилось наблюдать за нашей игрой. Воспитательный процесс распространился дальше, чем я могла подумать.
Клеить Грише понравилось, но больше пяти минут он не просидел, побежал нарезать круги вокруг стола. Я доделала до конца сама, периодически приглашая его посмотреть, последний кусочек он приклеил сам. Я попутно объясняла, что яблоко нужно сделать красным.
В конце дня, когда мы умывали лицо и руки, я спросила Гришу, помнит ли он, что сегодня мы изучаем красный цвет. Он ответил, что да. Тогда я попросила его показать что-нибудь красное в ванной (при этом судорожно ища в поле зрения красный предмет и не находя его). Гриша взял тюбик зубной пасты и пальчиком показал на маленький красный квадратик на ней. День не прошел даром.
Автор: Анна Дементьева
Дата публикации: 18.08.2011
Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только
в случае установки активной ссылки на сайт.
Ваш ребенок действительно в год и три уже разговаривал на таком уровне, что мог ответить осознанно и внятно на ваши вопросы, а так же назвать предметы на картинке такие как диван и платье? Просто нам два года и два месяца и мы так еще не говорим, хотя занимаюсь с ребенком, стараюсь развивать. Переживаю очень по этому поводу!
Прочитала Вашу статью, потом еще раз зашла этот сайт и еще раз ознакомилась с написанными советами, даже прочитала некоторые выдержки вслух своим сослуживцам. Прекрасные советы. У меня растет внук и я в обязательном порядке воспользуюсь такими прекрасными советами. С грустью думаю, как жаль, что в наше время мне неоткуда было брать материалы, котрые бы помогали и подсказывали как развивать детей. Всё приходилось выдумать самой, ориентироваться на опыт старших или полагаться на интуицию. Спасибо за статью.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.