Психология и творчество ребёнка. Методика «кактус»
Часто ли мы задумываемся о том, что рисунки наших детей могут рассказать нам гораздо больше, чем мы думаем. Оказывается малыш с помощью красок и карандашей может передать всё то, что скрыто в его душе от нас, его родителей. Часто ребёнок даже не может точно описать словами свои проблемы, переживания, страхи, но на чистом листе бумаги в рисунках ребёнка, это может увидеть взрослый, если проявит должное внимание.
Графическая методика «Кактус»
Детские психологи очень внимательно относятся к детским рисункам. Для того чтобы облегчить задачу родителям, не обладающим знаниями в психологии, мы предлагаем графическую методику «кактус» которая подойдёт для детей старше 3 лет. Эта методика расскажет о состоянии «эмоциональной сферы малыша». Она поможет оценить агрессивность, её направленность и т. д.
Инструкция
Дайте ребёнку большой лист белой бумаги и простой карандаш. Предложите ребёнку нарисовать кактус – такой, каким он себе его представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Оценка результатов
При обработке результатов принимаются во внимание пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитывается «образ кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т. д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут появиться следующие качества испытуемых:
Наличие иголок.Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки – свидетельство агрессивности ребёнка.
Отрывистость линий, сильный нажим говорят о его импульсивности.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа – показатель эгоцентризма, стремления к лидерству. Наоборот, маленький рисунок, расположенный внизу листа, позволяет предположить неуверенность в себе, зависимость.
О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм характеризует такой признак, как использование ярких цветов и изображение «радостных кактусов». Тревожность – использование тёмных цветов, а также преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Женственность – наличие украшений, различных цветов, мягких линий, форм.
Эстравертность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертность – на рисунке изображён только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.
После завершения работы ребёнку можно задать вопросы, ответы на которые могут уточнить интерпретацию рисунков:
- Этот кактус домашний или дикий?
- Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
- Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
- Кактус растёт один или с каким-то растением по соседству? Если растёт с соседом, то, что это за растение?
- Когда кактус подрастёт, то, как он изменится (иголки, объём, отростки)?
Важно!
При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности – всё это существенно влияет на диагностический портрет личности.
Методика «Кактус» описана в книге Н. Преображенской «Ваши творческие способности» Издательство «У-Фактория» 2004 г.
Автор: Румянцева Нина
Дата публикации: 22.12.2008
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.