Как научить ребенка читать
Первенец.ру → Воспитание ребенка → Как научить ребенка читать
Согласно стандартам образования, ребенок, пришедший в школу, должен уметь читать. По этим причинам обучение ребенка чтению ложится на плечи родителей. Возникают законные вопросы, с чего начать, и самое главное в каком возрасте?
Суть навыка чтения.
Самая главная цель обучения – чтобы ребенок научился осмысленно воспринимать и усваивать текст, а не просто складывать слоги в слова и запоминать их. Вопреки распространенному мнению, если ребенок начнет рано читать – это не есть хорошо. Скорее всего, малыш просто запомнил текст и просто воспроизводит его – нет осмысления процесса. Конечно, родители не могут, не гордится успехами малыша, но это не правильно.
Стоит помнить, что мозг ребенка созревает постепенно, и если интенсивно развивать определенные отделы головного мозга, которые физиологически не могут полноценно работать, то в итоге можно получить психологические проблемы – гипеактивность, чрезмерная возбудимость и даже агрессия малыша. Родители просто не понимают от куда такие проблемы, и ищут причину совершенно в другой области, тем самым усугубляя состояние ребенка.
Существуют определенные физиологические признаки, которые указывают на то, что ребенок готов к чтению:
- У ребенка сформирована речь, он говорит полноценными предложениями, и может составить связанный рассказ.
- У малыша развит фонетический слух, проще говоря, малыш может распознать определенный звук, как в начале, так и в конце слова.
- Кроха не страдает логопедическими проблемами, в это понятие входит неправильное произношение некоторых звуков, нарушение ритма речи и ее методики и прочее.
- Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, кроха не путается где право, а где лево.
Специалисты советуют подождать хотя бы 5 лет, когда мозг малыша уже физиологически может осваивать знаковые системы – буквы, цифры, ноты и прочее.
С чего начать?
В понимании многих начинать читать учится необходимо с букв. Так ли это? Нет! буквы – это не начало, а конец. Перед началом чтения необходимо развить в ребенке чувство ритма, не помешают занятия танцами или музыкой, полезны игры с мячом, со скакалкой. Ближе к пяти годам, необходимо приступать к тренировке фонетического слуха, и просить ребенка назвать звук, который он слышит в конце и начале слова. Конечно, буквы имеют свое значение, но это должны быть не просто буквы, но и звуки. Малышу необходимо понять, что есть буква «эм», а есть звук «м». В таком случае ребенку изначально будет легче начинать обучение.
Методики обучения.
Методик огромное количество, но для лучшего понятия них можно разделить на несколько групп, например:
- чтение целыми словами, это так называемое «глобальное чтение», когда малышу показывают слова и при помощи зрительной памяти ребенок запоминает их значение.
- Чтение по слогам, когда кроха запоминает слоги и начинает их воспроизводить.
- Сложение букв – кроха учит не сколько буквы, а звуки, и постепенно учится их складывать в слоги.
- Звуко-буквенный метод, согласно которому малыш воспринимает звуки, учится их анализировать в составе слова, и соотносить их с буквами. Именно этот метод считается наиболее приемлемым для обучения.
Постепенный переход.
Первоначально необходимо заинтересовать ребенка, важно чтобы занятия не были в тягость, в противном случае, результатов придется ждать очень долго. Для формирования интереса можно рассказать ребенку как родители научились читать, и как можно больше читать вслух.
Ребенка необходимо научить прислушиваться к окружающим его звукам, например, просить повторить его как пищит комар, жужжит пчела. Необходимо научить ребенка отличать гласные от согласных. И только после того, как ребенок может отличать согласные звуки от гласных – какие можно петь, а какие нет – можно двигаться дальше.
После звуков переходим к буквам. Часто, родители создают ассоциативный ряд между буквами и какими-нибудь предметами. В самой методике нет ни чего плохого, только необходимо расширять ассоциативный ряд, в противном случае процесс обучения может сильно затянутся.
Начинать учится читать слоги легче всего с гласных, например «а-у» и прочее сочетания, и только после приступать к прочтению открытых слогов, и как самые сложные – закрытые. Постепенно необходимо переходить к чтению слов состоящих не более чем из двух слогов, и только после этого давать ребенку читать предложения.
На первых этапах, лучше всего составлять предложения из пары слов, которые знакомы ребенку, например «мама дома» и прочее. В процессе обучения ребенка чтению, очень полезно читать не только книги, но и потешки, которые как нельзя лучше отображают ритм.
Не все сразу.
Каждый родитель должен помнить – все малыши разные, и не стоит торопить события, потому что ребенок с соседней квартиры уже читает. Темпы обучения у каждого малыша различны, и это необходимо учитывать и помнить. Чем полноценнее ребенок пройдет первые этапы обучения чтению – анализированные звуков и прочее – тем лучше сможет читать и более того грамотнее писать.
По этим причинам, лучше не ориентироваться на моду обучать ребенка чтению «с пеленок», а лучше уделить внимание работе над мышлением и готовности ребенка. Именно от обучения многое зависит – вырастит ли ребенок грамотным и вдумчивым читателем, и будет писать грамотно, не задумываясь над правилами, либо же все наоборот.
Автор: Лапушкина Юлия
Дата публикации: 27.01.2014
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.