Помощь детям-инвалидам
Первенец.ру → Воспитание ребенка → Помощь детям-инвалидам
Рождение в семье малыша-инвалида – всегда тяжелое испытание для родителей и близких, не только физическое и материальное, но и психологическое. Многие просто стесняются говорить на тему детской инвалидности, многие мамочки, которые полностью заняты особенным малышами не находят время разобраться в ситуации и получать ту помощь, которая положена им по закону. Ведь ни для кого не секрет, что отношения к инвалидам, любого возраста, оставляет желать лучшего.
Оформление медико-социального заключения.
По закону, инвалидом признается человек, у которого регистрируется нарушение здоровья, которое является причиной ограничения жизнедеятельности и дает необходимость предоставить социальные защиты. Соцзащита гарантируется государством, и направлена на компенсацию ограничения жизнедеятельности и создание равных условий для проживания.
Инвалидность устанавливается медико-социальной экспертизой (бюро), которая проводится в соответствующих федеральных учреждениях. Первоначально, ребенок получает направление на экспертизу из поликлиники, или из любого учреждения, которое оказывает лечебно-профилактическую помощь. В случае если поликлиника отказывается выдать направление, родители вправе требовать справку, на основании которой, родители вместе с малышом могут обратиться в бюро самостоятельно, без направления.
После первоначального осмотра, бюро вправе направить ребенка на прохождение дополнительного обследования, и уже на основании этого исследования делать заключение. В случае если бюро вынесло решение об отказе признания инвалидности, то решение можно обжаловать в течение месяца, на основании письменного заявления, поданного в это ж самое бюро. Повторное изучение дела будет рассматривать уже высшая инстанция. Инвалидность, устанавливается сроком на 1 – 2 года, после чего необходимо проведение повторной экспертизы.
Реабилитация.
Для социальной адаптации ребенка, государство организует реабилитацию инвалидов, которая включает санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт, восстановительная терапия, которая в свою очередь включает лекарственное обеспечение ребенка от заболевания, которое стало причиной инвалидности, протезирование, и предоставление различных технических средств (кресла, ортопедические матрасы, прикроватный столик и прочее).
При прохождении освидетельствования, в каждом конкретном случае, ребенку инвалиду выдается своя индивидуальная программа реабилитации. Эта индивидуальная программа обязательна к исполнению всеми органами государственной власти, а вот ребенок и его родители могут отказаться от исполнения каких-то частей, или же от всей программы реабилитации.
В случае если по каким-либо причинам не было предоставлено лекарственного обеспечения для ребенка, то родители имеют право требовать денежную компенсацию. Стоит помнить, что техническое обеспечение для ребенка дается на время, и родители не имеют право передавать его третьим лицам, дарить или продавать.
Какое именно санаторно-курортное лечение будет предоставлено ребенку, будет зависеть от диагноза, и от тех задач, которые необходимо решить такими лечебно-профилактическими процедурами. В случае если лечение в санатории будет проводиться за чертой города, то родители имеют право получить компенсацию за проезд до места лечения. Размер компенсации определяется в индивидуальном порядке.
Обучение ребенка-инвалида.
Согласно заключению медико-социальной экспертизы, ребенок может проходить обучение, как на дому, так и в школах, специальных интернатах с наблюдением и в прочих учебных заведениях. Обучение на дому проводится школой или другим образовательным учреждением согласно месту прописки. В свою очередь школа должна предоставить бесплатно всю учебную и справочную литература, которая имеется в библиотеке. Аттестация ребенка так же проводится педагогами школы, и по завершению обучения ребенок получает аттестат государственного образца о полученном образовании.
Кроме того, родители могут проводить обучение ребенка самостоятельно, в связи с этим родителям положена компенсация, которая определяется законом и множеством нормативных актов. Самостоятельное обучение ребенка родителями подразумевает занятия и с педагогом школы, хоть их количество значительно меньше.
В рамках социальной реабилитации детей инвалидов, педагоги школы проводят меры по профориентации и дальнейшего трудоустройства ребенка. По этим причинам интернаты, которые специализируются на реабилитации и обучении детей инвалидов открыты для социальных работников.
Профориентация подразумевает предварительное тестирование ребенка, его функциональных возможностей. По итогам тестирования можно будет предлагать работу согласно состоянию здоровья, навыкам и умениям.
Что касаемо высшего образования, то детки инвалиды I и II группы, в случае если состояние здоровья не запрещает обучаться в соответствующих заведения, принимаются на обучение вне конкурса, но при условии успешного сданных вступительных экзаменов.
Социальная и психологическая реабилитация детей-инвалидов и родителей.
Наиболее распространенной и успешной формой реабилитации являются клубы общения по интересам, которые имеют огромное значение в преодолении одиночества. Организованные клубы, или детские развивающие центры, которые приоритетно работают с малышами с ограниченными возможностями, способствуют расширению круга общения ребенка, что не может не сказаться положительным образом на психологическом здоровье ребенка - снимают чувство тревоги, заброшенности.
В качестве реабилитации в рамках работы центров может использовано взаимодействие личности с природой, так, например, уход за животными и растениями снимает стресс, способствует нормализации нервной системы и психологического состояния. Общение с животными способно существенно обогатить жизнь малыша.
В рамках групповых занятий может быть рассмотрен метод арттерапии, который может быть использован даже на санаторно-курортном лечении или в домашних условиях. Искусство играет огромную роль в реабилитации и становлении ребенка как личности, особенно если у ребенка есть ограничения в двигательной сфере. Доказано, что творчество стимулирует в малыше желание общаться с окружающими и развить межличностные отношения.
Именно искусство, в любом его проявлении, помогает особенным детям преодолеть чувство обособленности и понять, что ребенок принадлежит не только к закрытому обществу инвалидов, но и к обществу в целом.
Психологическая реабилитация проходит в рамках групповой работы с детьми, основными задачами которой является создание помощи для членов групп, и создание системы взаимопомощи. Конечно, это работа требует времени и прохождения определенных стадий, на первой стадии, члены группы знакомятся и принимают групповые цели. Вторая стадия непосредственно связана с налаживанием работы группы, что может нести негативную окраску. И уже в третью стадию, когда были определены все цели, и было решено каким путем к ним идти, наступает черед продуктивной совместной работы.
Цели работы группы будут зависеть от множества факторов, но некоторые цели остаются стандартными, например: облегчение одиночества, и изоляции детей, их эмоциональная поддержка. Для родителей, немало важна информационная поддержка, о правах и законах детей-инвалидов.
Помимо групповой работы, важно и уделять внимание индивидуальной работе с ребенком. В эту работу входит анализ индивидуальных биологических функций, т.е. определение и уровня функционального ограничения, и его возможная корректировка. Также необходима работа над воспитанием ребенка и его возможности решать проблемы, самооценкой, уровнем зависимости от родителей и прочее. Все эти факторы решаются в строго индивидуальной работе с ребенком.
Выбор методов социальной и психологической помощи будет ограничиваться рядом взаимосвязанных факторов, например возраст ребенка, наличие дефектов внешности, реакции родителей на инвалидность малыша, социального статуса семьи, наличие в семье еще детей, тем более инвалидов, наличие близлежащих служб для предоставления социальной поддержки.
Психологическая помощь родителям и детям-инвалидам.
Оказание такой помощи помогает наладить межличностные отношения, как в семье, так и с окружающими ребенка людьми. В такой проблеме как инвалидность у детей, ведущее значение имеет оказание комплексной психологической помощи семье.
Такую помощь могу оказать социальные центры развития, которые будут работать не только с ребенком, но и с родителями, помогать в воспитании особенного малыша. Обычно, складываются тесные отношения между семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями и педагогами центра. Поэтому и педагоги, и родители в курсе как развивается ребенок, и как проходит его познание мира, что только облегчает задачу.
Для организации комплексной психологической помощи ребенку необходимо учитывать множество параметров, практически в каждом конкретном случае помощь будет различной. Стоит обращать внимание, на каком этапе жизни была получена инвалидность, различные возрастные период обусловливают специфику поведения и восприятия мира ребенка инвалида. Конечно, в большинстве случаев инвалидность заложена в детстве, поэтому большинство детей нуждаются в специальных приемах воспитания и обучения.
Не стоит забывать и про работу с родителями, которые испытывают множество трудностей различного характера, начиная от психологических и заканчивая финансовыми. Часто, нерешенные вопросы, и слишком большое количество обязанностей создает психогенные и нервные расстройства, которые и могут стать причиной чувства вины перед ребенком.
Именно из-за этого чувства вины, родители придерживаются сценария гиперопеки над ребенком, что не есть хорошо. Конечно, ребенок-инвалид особенный, и требует повышенного внимания и заботы, но гиперопека родителей не дает ребенку приобрести ни какие самостоятельные навыки ухода за собой и жизни в целом. Кроме того, создает у ребенка чувство ущербности и обузы. Ухаживать за малышом надо, и помогать ему, но везде должна быть «золотая середина».
Для ребенка и для родителей очень важна эмоциональная близость. Для ребенка – это поддержание уверенности, что родители рядом, и смогут помочь, не смотря ни на что, они любят малыша. Для родителей, которые часто винят себя в случившемся, это еще более важно – ни смотря, ни на что у них есть малыш, который их любит, и только вместе, можно вполне добиться комфортных мер проживания ребенка.
Автор: Лапушкина Юлия
Дата публикации: 27.01.2014
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.